Константин Мартыненко
В этой статье я расскажу про весьма
интересный класс недорогих видеоплат с
видеовходом. По сравнению со
специализированными платами захвата
видео и кодирования MPEG, видеоплаты на
базе обычных игровых 3D-чипов (TNT, TNT2, GeForce,
Rage 128 Pro) стоят недорого. Разница между
"обычными" платами и версиями с
видеовходом составляет порядка $10-30.
Если раньше применение "дешевого"
видеовхода ограничивалось просмотром
видео в режиме "Live", то сегодня с
появлением мощных процессоров стало
практически возможно записывать видео
на хард-диск.
Я протестировал две платы с
видеовходом: ATI Fury Pro ViVo и Asus V3400 TV-IN/OUT.
ATI Fury Pro ViVo
ATI Fury Pro
ViVo основана на 3D-чипе Rage 128 Pro и содержит
32 Mб SDRAM. Fury Pro ViVo имеет композитный
видеовход, а также S-Video и композитный
видеовыходы. Ориентировочная цена - $145.
За обработку видео отвечает чип ATI Rage
Theater. Rage Theater - сравнительно новая
разработка ATI, пришедшая на смену дуэту
ATI ImpacTV2 и Brooktree BT848, который
использовался в мультимедиа-платах ATI
вплоть до All-in-Wonder 128 16 Mб. Тесты показали,
что Rage Theater не способен захватывать
полноразмерное PAL- или NTSC-изображение в
реальном времени. Rage Theater совместим с
большинством субформатов PAL/SECAM. ATI
предлагает для своих видеоплат
собственный кодек ATI VCR 2.0.
Asus V3400 TV-IN/OUT
Asus V3400 TV-IN/OUT основана на 3D-чипе TNT и
содержит 16 Mб SGRAM. Более новые платы Asus
на базе TNT2, TNT2 Ultra и GeForce имеют те же
видеокомпоненты, что и рассматриваемая
плата. Asus V3400 TV-IN/OUT имеет по паре
видеовходов и выходов (S-Video и
композитных). Ориентировочная цена - $100.
За обработку видео отвечает чип Philips
SAA7111A. Asus также предлагает собственный
кодек, который по реализации похож на
Motion-JPEG.
Тесты
Захват видео выполняется кодеком -
программным модулем, который
занимается кодированием и
декодированием видео. Кодек работает с
несжатым видеопотоком, в реальном
времени преобразуя его в другой формат
и передавая приложению. Кодеки обычно
имеют настройки, где пользователь
указывает исходный формат, разрешение,
конечный формат, качество компрессии и
т.п. Захват некомпрессированного видео
абсолютно непрактичен, так как, даже
имея хард-диск очень большого размера,
нельзя записать AVI-файл больше 2 Гб - это
в лучшем случае пара минут видео.
В Windows встроено несколько стандартных
AVI-кодеков: Video1, Cinepak, Indeo. Все они также
непрактичны для компрессии в реальном
времени, так как имеют
неудовлетворительные параметры по
качеству изображения, выпадению кадров
и размеру получаемых файлов. Остаются
две альтернативы: собственные форматы
AVI-файлов и MPEG2.
GoMotion
Кодек GoMotion компании Ligos сегодня
является лучшим MPEG2-кодеком реального
времени. Он входит в состав всех
видеоредакторов от Ulead, поэтому
раздобыть его в пользование не
составляет проблемы. Покупатели ATI
All-in-Wonder 128 32 Mб и Asus V6800 Deluxe получат его
бесплатно вместе с Ulead VideoStudio. При
использовании GoMotion различия между
видеовходами ATI и Asus почти стираются.
Видеопроцессор (Rage Theater или SAA7111A)
используется только для захвата
несжатого видеопотока (Raw YUV), который
обрабатывается GoMotion. На диск
записывается уже MPEG2-поток. В конечном
счете при использовании GoMotion основные
ограничения лежат опять-таки либо на
совести видеопроцессора, либо -
видеоредактора. Если видеопроцессор не
справляется с обработкой
полноразмерного кадра PAL или NTSC, то и в
MPEG2-потоке будут видны "срывы кадров".
VideoStudio не умеет самостоятельно делить
файлы на куски, поэтому при превышении
лимита в 4 Гб происходит ошибка. В этом
случае надо следить за таймером и при
приближении к 4 Гб вручную
останавливать запись и начинать писать
в новый файл.
Методика #1
Захватывался высококачественный
сигнал без звука небольшой
длительности (примерно 3 минуты). В
качестве источника служил компьютер с
аппаратным DVD-декодером Holywood+. Качество
сигнала соответствует бытовому DVD-плейеру
и live-телепередачам. Целью методики было
определить реальный битрейт для разных
кодеков, максимальное разрешение, при
котором плавность записи остается на
приемлемом уровне (выпадения кадров
нет или оно незаметно), и главное -
выяснить, каким артефактам подвержены
кодеки.
Методика #2
Захватывался низкокачественный
сигнал со звуком большой длительности
(140 минут) и кодировался кодеком GoMotion. В
качестве источника сигнала служил VHS-видеомагнитофон.
Можно спорить о целесообразности такой
операции, как кодирование в MPEG2 VHS-видеозаписей,
я ставил целью найти ответы на вопросы,
которые может поставить перед собой
потенциальный покупатель видеоплаты с
видеовходом.
Прежде всего замечу, что во время
записи не происходит рассогласования
видео и звука. Далее, так как размер MPEG2-файла
ограничен 4 GB, то необходимо выяснить,
какой битрейт использовать для MPEG2-кодирования,
чтобы не превысить это ограничение.
Максимальный битрейт можно рассчитать
в зависимости от длительности
предполагаемой записи. В моем случае я
использовал битрейт 6 Мбит/сек, и он дал
удовлетворительное качество. При
меньшем битрейте качество становилось
довольно плохим.
Источник: http://www.reactor.ru